8 (8452) 683 614

Понятная структура: зачем и для кого?

1YE1LLNXGB

С точки зрения пользователя, прозрачность структуры сайта напрямую зависит от юзабилити. Однако поисковики вкладывают в это понятие существенно больше. Анализируя структуру сайта, робот Яндекса или Google определяет, как часто нужно обновлять информацию о сайте в своей базе, какая информация на сайте является приоритетной и как анализировать контент, который он не может прочитать. Под катом довольно многабукв, но тема слишком важная и обширная, чтобы описать ее одним абзацем.

Проблема понимания

Во-первых, поисковик, в отличие от человека, понимает далеко не все, что видит. Робот Яндекса или Google без проблем прочитает весь текст и почти наверняка сообразит, что цифорки в шапке вашего сайта — это номер телефона вашей фирмы (при условии, что они написаны текстом, а не нарисованы на баннере). Далее робот разобьет ваш текст на фразы и на основании этого сделает выводы, насколько ваша страница отвечает на запросы пользователя. А еще он увидит, что в тексте есть, например, картинки, однако посмотреть на них глазами человека он не сможет. Это становится особенной проблемой, если речь идет об интернет-магазине.

Да, поисковики постепенно учатся опознавать графику, но пока речь идет только о символах, имеющих общемировое значение. То есть если на картинке кухонный комбайн, который вы продаете, держит Мерилин Монро, то ее-то робот узнает без проблем. При этом кухонный комбайн он не заметит:)

У этой проблемы есть обратная сторона. В некоторых случаях поисковик ведет себя, как стервозная женщина: в частности, если он вас не понимает, он начинает винить в этом вас:) То есть, к примеру, использование flash-технологий на сайте приведет к тому, что это сайт в выдаче Яндекса скорее всего понизится.

Есть специальные технологии микроразметки, позволяющие разъяснить поисковику содержание того контента, который он не может прочитать, однако многое можно решить и без этого на уровне структуры сайта. Здесь важно грамотное и методичное оформление всех файлов, начиная от того, разложены ли картинки по папкам на сервере и понятно ли они называются (особенно это критично для Google) и заканчивая тем, насколько полно и качественно заполнены атрибуты ссылок на эти картинки (что верстальщики сайтов делать частенько ленятся, т.к. клиент этого все равно не видит). Такие атрибуты, кстати, есть не только у картинок, но у любой ссылки в принципе, включая пункты меню на вашем сайте.

Отдельная проблема структурирования — это адрес ссылки (url). Исходя из этого текста, робот понимает, о чем эта страница. Текст адреса зависит, во-первых, от того, как структурированы файлы на вашем сервере, а во-вторых, от того, насколько грамотно на сайте реализовано управление содержимым (CMS).

Если, нажимая на своем сайте на пункт меню «Услуги», вы в адресной строке видите белиберду, будь уверены — именно это о вашей странице думает поисковик.

Проблема индексирования (обновления данных поиска)

Во-вторых, ни один робот не сидит на вашем сайте постоянно, он приходит и уходит согласно своему расписанию. То есть на поиске в Яндексе распределение идет по заведомо устаревшей информации. Как это происходит, можно подробно почитать в помощи Яндекса. Это становится проблемой, если вы публикуете на сайте краткосрочные акции.

Например, вы — турфирма, и информация о горящих турах у вас обновляется раз в 2 недели. При этом поисковик ходит к вам на сайт раз в полтора месяца, так что в поиск попадают только те туры, которые уже сгорели. Как часто поисковик ходит к вам на сайт, можно увидеть в специальных бесплатных сервисах Яндекс.Метрика и Google.Analytics (и подключим вам эти сервисы мы тоже совершенно бесплатно).

На расписание робота можно и нужно влиять. Это делается с помощью специальных файлов sitemap и robots.txt, описывающих структуру сайта и частоту обновления каждой страницы, а также какие страницы сайта важнее для поисковика. Пользователь сайта эти файлы не видит в принципе, зато поисковик, приходя на сайт, ищет их в первую очередь. Так что формирование и описание структуры сайта становится самым первым, но, пожалуй, самым важным шагом продвижения сайта в интернете.

Расстановка акцентов

Наконец, понятная поисковику структура важна не только для сайта в целом, но и для каждой страницы в частности.

Любой элемент веб-страницы помечается специальным тегом. Тегов множество, и все они имеют разный семантический (смысловой) вес, подробно об этом можно почитать в статье о современных веб-технологиях. На основании этих тегов поисковик решает, какой материал на странице важен, а какой нет, и определяет связи между фразами. Какими тегами помечаются ваши материалы, зависит от того, насколько тщательно и грамотно оформлен шаблон вашего сайта.

Текст, который видит пользователь, когда ищет вас на Яндексе, тоже не появляется волшебным образом, а маркируется на странице специальным тегом.

Вот еще несколько примеров:

Заголовок — это не текст, набранный большими буквами, а главная смысловая фраза для поисковика. К тому же существует несколько уровней заголовков, имеющих разную значимость.

Статья-описание категории отличается от статьи внутри раздела, так как категория может описывать несколько тем и отвечать на несколько запросов, а обычная статья — нет.

Цитата отличается от обычного абзаца не кавычками (их может и не быть), а тем, что ее содержание неуникально. О том, насколько важен уникальный контент, мы писали отдельную статью.

Список отличается от нескольких абзацев не точечками (их может и не быть), а тем, что разные абзацы поисковик считает отдельными мыслями (а значит — и поисковыми запросами), а список — единым целым.

К тому же грамотно структурированный текст значительно удобнее читать.

Отчасти на структуру страницы можете повлиять вы сами, когда публикуете материалы, об этом мы обязательно напишем отдельную статью, но все основные принципы закладываются веб-мастером в шаблон при создании сайта.

Наша студия даже при создании недорого сайта руководствуется принципами грамотной и подробной структуризации, чтобы обеспечить сайту хороший старт в поисковых сетях. Если микроразметка интернет-магазина является отдельной услугой, то все базовые и фундаментальные методы иерархии и разметки контента включены в самый простой сайт по умолчанию. Почему? Во-первых, мы чокнутые перфекционисты и любим свою работу:) А во-вторых, живой интернет-ресурс, который посещают реальные люди, расскажет о нашей работе гораздо лучше, чем любая реклама.

Ваш комментарий нужен другим читателям!

Было ли понятно? Полезно? О чем еще вы хотели бы почитать?

Будем рады ответить на любые вопросы.